На первой седмице Великого поста Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершает Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в храмах Петрозаводска

Фотографии:

Вот уже почти 1200 лет в самом начале Великого поста Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Канон поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрени в четверг пятой седмицы того же поста – полностью.

Канон именуется «великим» не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете.

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Вслушиваясь в слова канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий».


Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

Фото Игоря ГЕРАСИМЕНКО, 2010 год

***

Житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами. Отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Дар речи явился ему однажды после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучил творения святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни.

Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т. е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха, свт. Софрония. В 620 году ученому иноку Андрею довелось принять участие в VI Вселенском Соборе, на котором он сурово обличил монофелитскую ересь.

Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий покаянный канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.

Известность иерусалимского подвижника была так велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (623-626) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 625 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений преподобного Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Он скончался в 712 году во время путешествия по церковным делам в Константинополь.

Память прп. Андрея Критского чествуется 17 июля.

Новости