Впервые в Карелии издан сборник «Подвижники благочестия Петрозаводской и Карельской епархии XVI–XX веков»

Впервые в Карелии издан сборник «Подвижники благочестия Петрозаводской и Карельской епархии XVI–XX веков»

Прошло сто лет со времени издания «Олонецкого патерика», подготовленного в 1910 году ректором Олонецкой Духовной семинарии архимандритом Никодимом (Кононовым), впоследствии ставшим епископом Белгородским и принявшим мученический венец за веру Христову. К 20-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии (14 августа 2010 года) положено начало переизданию этой уникальной книги на многие десятилетия забытой обществом, отошедшим от отечественной веры, и почти что потерянной для благочестивого читателя.

В декабре 2009 года по благословению Архиепископа Мануила, при поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями была издана вторая часть Патерика под названием «Подвижники благочестия Петрозаводской и Карельской епархии XVI–XX веков», которая дополняет новыми материалами и новыми именами подвижников старое издание, пока еще не переизданное.

«Предлагаемая книга, – говорится во вступительной статье к новому сборнику, – являет собой собрание многообразных сведений о целом сонме подвижников Карельского края, имена которых на протяжении долгого времени были преданы забвению.

Столетиями в монастырях, основанных в суровых северных лесах, подвизались иноки, вдохновленные примерами подвижнической жизни великих русских святых – преподобных Александра Свирского, Сергия и Германа Валаамских, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и других их предшественников, достигших высот праведности. В постоянных трудах и молитве проводили они свою жизнь, мужественно переносили искушения и нападки, уповали только на Бога и получали от Него различные духовные дарования. Наполненные благодатью Божией и преисполненные любви к людям, праведники отзывались на их многочисленные нужды не только при жизни, но и после своей кончины. Почитая почивших духовных наставников как своих предстателей перед Богом, люди обращались к ним с молитвенными просьбами. На их могилах служили панихиды и получали исцеления.

Так, жители Петрозаводска на протяжении 200 лет ревностно почитали память старца Фаддея. Над местом его упокоения они возвели часовню, куда притекали со всеми своими бедами и проблемами, молитвенно прося у блаженного старца заступничества и помощи, и получали просимое. В 2000 году блаженный Фаддей был причислен Церковью к лику местночтимых святых.

Но многие имена подвижников Карельского края, еще не прославленных в Русской Православной Церкви, по-прежнему остаются малоизвестными или вовсе забытыми. Среди них – архиереи и иноки, священнослужители и миряне. Каждый из них много потрудился на ниве духовной: одни просвещали и укрепляли свою паству в христианской вере, другие являлись примером истинного христианского самоотвержения, третьи прославили себя в исповедничестве, защищая веру православную и оставаясь верными Богу до смертного часа. В годы богоборческих гонений на Русскую Православную Церковь этот сонм пополнился именами новомучеников, пострадавших за Христа «до смерти».

Традиция народного почитания людей праведной жизни была прервана в годы государственного атеизма. За это время выросли целые поколения, ничего не знающие о подвижниках веры и благочестия своей малой Родины. Задача настоящего издания – вновь наполнить эти слова подлинным смыслом, открыв читателю забытые или неизвестные ранее страницы великой духовной истории Карельского края».

Что такое Патерик

Слово «патерик» произошло от греческого «paterikon». Оно обозначает книгу, написанную отцом или об отцах Церкви. В византийской аскетической литературе так назывались сборники, состоящие из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители или из кратких аскетически-нравоучительных слов этих отцов, или и то, и другое. Наиболее древним является так называемый Синайский Патерик или «Лимонарь», переведенный на современный русский язык М.И. Хитровым под заглавием «Луг духовный» (М., 1896). В рукописях также сохранились славянские переводы Скитского, Египетского и Иерусалимского патериков.

«Много звезд на небе, и далеки они от нас. Они сияют нам из глубины небес, и по ним усталый путник правит путь свой по морю и по земле. Тихую отраду вливают в душу эти мерцающие таинственные светлые точечки на темном небе ночи!.. »,– это строки из Олонецкого патерика, изданного 100 лет назад и ставшего в наши дни драгоценным раритетом.

«Далеко от нас в глубину веков ушло и то время, когда жили и трудились на земле наши олонецкие чудотворцы. Тьма веков и все пережитые краем невзгоды сокрыли подробные сведения о жизни многих из них. Но даже самая малая часть из известного нам содержит много поучительного, показывая всю красоту и привлекательность жизни святой – верного пути к райским селениям», – говорится в Олонецком патерике, сохранившем для нас живую память о святых подвижниках нашего северного края. Эта книга наполнена свидетельствами того, как они жили, как веровали, как благоукрашали родную землю своими духовными подвигами. Когда читаешь примеры такой высокой духовности, невозможно без ужаса смотреть на порушенные монастырские обители и храмы, растоптанную тысячелетнюю культуру, пущенное по ветру богатое наследие, исковерканные и окаменевшие человеческие души.

Патерик излучает свет и добро, оказывает благотворное влияние на людей. Свет, исходящий от добрых дел святых, просиявших на земле Карельской, проливается и на самого читающего. В каждом житии, из собранных в Патерике, для человека содержится урок потрясающей важности. Ведь святые отличаются от нас не тем, что они были безгрешны, абсолютно чисты, а тем, что боролись с грехом и умели побеждать его. Усваивая уроки святых, человек стремится и свою жизнь изменять к лучшему. Стоит только захотеть и попросить Божией помощи.

«Олонецкий патерик» давно уже требовал переиздания, и этому важному делу, благодаря поддержке исполнительной власти РК, наконец, положено начало. В дальнейшем Петрозаводская и Карельская епархия планирует переиздать «Олонецкий патерик» в старой редакции 1910 года. Приглашаем благотворителей поучаствовать в осуществлении этого проекта, столь значительного не только для Карелии, но и для всей России, и столь необходимого для духовного возрождения нашего общества, вновь стоящего перед судьбоносным и окончательным выбором.

Новости