Спасут ли в Вепсском крае древнюю святыню? Интервью с настоятелем Ионо-Яшезерского Благовещенского мужского монастыря игуменом Досифеем

Фотографии:

Интервью с настоятелем Ионо-Яшезерского Благовещенского мужского монастыря игуменом Досифеем

– Отец Досифей, как обстоят дела в монастыре сегодня?

– В этом году мы приступили к сложному процессу оформления собственности. Девяносто лет уникальный памятник XVI века никому не принадлежал. После национализации в 1918-м году монастырь был разграблен и осквернен. Сначала в обители располагалось совхозное имущество, затем учреждения пенитенциарного характера. Десятилетиями здесь жили заготовители леса и местные жители, потерявшие свое жилье. К 90-м годам прошлого века монастырский комплекс уже находился в крайне тяжелом состоянии. На эти годы пришлась и главная утрата: был сожжен старинный деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы – то ли рыбаками, то ли грибниками. На стенах полуразрушенного каменного храма, помимо «автографов» приезжавших сюда людей, можно заметить и следы от пуль. Долгое время храм служил тиром для охотников, расстреливавших здесь оставшийся боезапас.

Расстрелянные купола и стены производят тяжелое впечатление, но еще более удручает непонимание людьми того, насколько важна для Вепсского края, Прионежского района и республики в целом древняя святыня. Ведь находящийся всего в 70-ти километрах от Петрозаводска памятник XVI века, уникальность которого, казалось бы, неоспорима, только недавно оказался официально выявленным (!) И, тем не менее, древний монастырь, поставленный Министерством культуры РК на учет только в 2000 году, до сих пор сохраняет самый низкий статус – «памятник местного значения», что не позволяет обители рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государства.  Поэтому после того как документы будут, наконец, оформлены, и монастырю передадут сохранившиеся постройки, мы не сможет своими силами отремонтировать и восстановить монастырские руины.

Таких средств у Церкви нет. Проектов, в которых участвуют и государство и богатые бизнесмены, все же меньшинство. Большинство же монастырей и храмов строится и восстанавливается на народные средства – пожертвования. Конечно, таких средств немного и собираются они очень долго. Поэтому ремонт, реставрация или строительство храмов затягиваются порой на десятилетия. Особенно нелегко восстанавливать монастыри, которые находятся, как Ионо-Яшезерская обитель, в почти непроходимых лесах. Здесь нет ни паломников, ни богомольцев, ни туристов, способных хоть что-то пожертвовать на содержание монастыря. Только частные адресные пожертвования: кто-то услышал и помог. Вот так, за полгода нам удалось собрать всего 60 000 рублей, которых даже на начало восстановления монастыря недостаточно.

Мы надеемся к судьбе монастыря привлечь внимание вепсской общественности. Известно, что в Петрозаводске существует Общество вепсской культуры. Хотелось бы сотрудничать с этой общественной организацией. Тем более, что вепсы живут не только в Карелии. И, видимо, печальная судьба обители им неизвестна. К сожалению, многие сегодня предпочитают, прежде всего, знакомство с бытом и фольклором народа, забывая, что определяющим фактором, сформировавшим народное самосознание, являлась духовная жизнь.

В Вепсском крае, территория которого сравнительно небольшая – всего 0,82 тысячи квадратных километров, находились два монастыря – мужской и женский, было построено около десяти церквей, семь часовен и церковно-приходские школы. Думаю, если бы люди, жившие здесь когда-то, только пели и плясали, им некогда было бы строить такие великолепные храмы, которые нашими современниками воспринимаются уникальными памятниками зодчества.

Отмечу также, что Яшезерский монастырь, основанный святым Ионой, уроженцем села Шокша и вепсом по национальности, строился вепсами на протяжении более четырехсот лет. И последним, известным попечителем монастыря был петрозаводский купец Марк Пименов, на средства которого построен Крестовоздвиженский собор на Зареке. Как и св. Иона, Марк Пименов, купец первой гильдии, был родом из Шокши и вепсом по национальности. Именно он, как благотворитель обители, построил над спудом, где покоились мощи святого Ионы, великолепный каменный храм Преображения Господня и долгое время помогал Яшезерскому монастырю, ссужая средства на ремонт и строительство монастырских храмов. Столетиями трудами многих вепсов возводился комплекс зданий Яшезерского монастыря, что позволяет сегодня считать Яшезерский монастырь духовным и культурным наследием вепсского народа. Однако делаются попытки исключить в отношении к обители понятие национальной святыни, замолчать проблемы гибнущего памятника.

– Отец настоятель, скажите, в чем основная нужда обители сегодня?

– Сейчас в числе братии монастыря четыре человека. Есть еще желающие присоединиться к нам, но жить в обители негде. Все разрушено! И главная проблема – отсутствие дороги в монастырь. Подвезти строительные материалы или продукты крайне сложно. Поэтому братии приходится жить на монастырском подворье в селе Шелтозеро. Сейчас вновь обсуждается вопрос о восстановлении дороги в обитель. Только при нормальном снабжении можно начать регулярные восстановительные работы, да и саму жизнь в монастыре. Сейчас к нам обращаются разные фирмы, предлагающие заняться строительством, но пока средств не хватает.

Известно, что монастырю свою помощь предлагал предприниматель из Москвы, имеющий собственность на противоположном берегу Яшезера. Есть уже конкретные предложения, связанные с его участием в восстановлении обители?

– Да мы провели ряд встреч и консультаций, как с ним, так и с его представителем. Ожидаем, что за предложениями последуют и конкретные дела. Мы будем рады и готовы принять любую помощь. Пока все на уровне намерений.

– Хотелась так же спросить о монастырских землях. Что удалось сделать?

– Мы обратились в администрацию района с просьбой о выделении участка для строительства храма и ведения хозяйства в обители. Что же касается остальных территорий – бывших монастырских земель,  мы неоднократно предлагали на всех уровнях объявить их национальным парком или особой природной зоной, где ограничивалась бы деятельность, напрямую не связанная с восстановлением Яшезерского монастыря. Ответа на наши предложения нет. Вероятно, эти земли предполагается использовать как-то иначе. Не исключаю, что они будут продаваться частным лицам.

Беседу вел Константин СЕВЕР

Новости