«Раз в крещенский вечерок….»

Подходит к концу Крещенский Сочельник. Завтра – Богоявление, или Крещение Господне. Христос принимает водное крещение от Иоанна Предтечи, показывая путь духовной жизни всякому христианину.

Некогда из-за грехопадения Адама и Евы не только человек, но и природа, с которой он связан, понесли на себе печать греха и смерти. Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними начал обновляться и весь сотворенный мир, получив возможность освобождения от скверны и тления.

Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. Тогда в один день праздновали и Рождество Христово, и Его Крещение. В IV веке праздники разделились, а время между ними стали называть святками.

Как провести святки, т.е. святые дни?

И вот здесь нужно решить: я христианин или нет. Если я крещен и ношу крестик не в качестве украшения, то святые дни между двумя праздниками я провожу в более тесном общении с Богом.

Ну, а накануне Крещения Господня Церковь установила подготовительный день, который называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Слово «сочельник» происходит от названия блюда этого дня – «сочиво» – то есть, размоченных в воде зерен в меду, изображающих человек, который должен дать росток в сладкую вечную жизнь с Богом.

Это день строгого поста.

И, конечно, для христианина это не «вечерок». Вечером накануне праздника христианин идет в храм на Великое повечерие (вечерня дня служилась утром). «Великое» во всех отношениях.

Что же насчет баллады Жуковского? Я встречал даже среди крещеных и, вроде бы, верующих людей, даже культурологов интерес к гаданиям в эти дни. Оправдывали себя любители древних народных традиций как раз ссылкой на балладу «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…


Но, во-первых, кто бы что не написал, христианин слушает голос Матери – Церкви. Который совершенно четко запрещает данные оккультные практики как движение к демоническому миру.
Вот голос Библии. Ветхий Завет определенно определяет гадание как смертный грех (Исх. 22:18; Лев.19:26-31; Лев.20:6,27; Втор.18:10-15; Ис.47:9, 12-14; Иер. 29:8-9).

Но Христос, придя в мир, принес прощение и милость. Может быть, Он благословил и гадания? Ничуть. Гадания и прочий оккультизм остаются смертным грехом, только телесная смерть, которая не смогла исправить ветхозаветного общества, заменяется отлучением от Христа. Христос милует кающегося, т.е. того, кто прекращает грех. Те же, кто не каются, оставаясь телесно живыми, умирают духовно.

Вот как поступил Апостол Павел, встретившись с гадалкой:

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян.16:16-18).


Но был ли сам Жуковский проповедником гаданий? При внимательном чтении обнаруживаем, что не только не проповедовал крещенские гадания, но наоборот, обличил их в своей балладе как ложь.

Читаем. Гадавшая Светлана засыпает и во сне едет к мертвецу. Но, чувствуя опасность, использует набор христианских средств борьбы с нечистой силой:


Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Голубь, являющийся в христианстве символом явления Святого Духа, слетает к ней и лишает мертвеца силы. А потом Светлана просыпается, и автор обращается к ней с такими словами:

Вот баллады толк моей:
«Лучшей друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

Итак, страшный сон, наступивший в результате гадания, объявляется ложью. Автор призывает Светлану не гадать о будущем, а доверять Божьему промыслу о Своих детях, то есть, следовать учению Христа, данному в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5-7).

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...

Заметим, что эти строки стали эпиграфом к V главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Любившая все таинственное и, в частности, гадания Татьяна Ларина («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны» и т.д.), в последний момент отказывается от намерения гадать перед Крещением:

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.

К сожалению, в отличие от Светланы Жуковского, ни Татьяна, ни Ленский, ни Онегин даже не думают прибегнуть к духовному оружию, данному христианам. Семейство Лариных дважды в год говеет, то есть, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, и, может быть, это, вместе с твердостью Татьяны в послушании матери и 7-й заповеди, спасает ее от позора. Но ни молодой поэт, ни Онегин молитвы и Церкви не знают. И лукавый вполне отыгрывается за бездуховность и заигрывания с духовностью демонической: друг убивает друга на дуэли по пустому поводу. При этом Онегин понимает всю бессмысленность дуэли, но находится как бы на поводке, являясь как раз «мячиком предрассуждений».

В заключение сей статьи остается еще раз воскликнуть с Жуковским: «Ах, не знай сих страшный снов…» в эту святую ночь. Итак, встретимся с христианами на Великом повечерии.

 

Священник Виктор Заровняев, Руководитель миссионерского отдела Петрозаводский епархии

Новости